Доступная среда
Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Доступность обучения, воспитания и развития инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».
В МКОУ «Репьёвская ОШ» созданы следующие условия для получения образования инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
• школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• в целях обеспечения освоения инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе имеется медицинский кабинет и кабинет психолога, в котором работает педагог-психолог и при необходимости медицинский работник (фельдшер ФАП села Репьевка Колхозная);
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
• Паспорт доступности.
• все учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотека, спортивные залы, столовая доступны для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• имеется план мероприятий по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ;
• имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
• электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
• специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Имеющиеся формы обучения:
-по индивидуальному учебному плану.
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка — заключение ВТЭК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
В наличии адаптированные образовательные программы.
Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.
Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Центральный вход оборудован пандусом и звонком.
Конструктивные особенности здания МКОУ «Репьёвская ОШ» не предусматривают наличие подъемников. Имеется кресло-коляска для передвижения инвалидов.
Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют.
Напольные метки, «желтые круги» на входных дверях (для слабовидящих людей) в образовательной организации имеются.
Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Проведено обследование имеющихся условий для различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Второй этаж образовательного учреждения недоступен для инвалидов, передвигающихся на колясках, первый этаж ОУ доступен условно. Для всех остальных категорий инвалидов и лиц с ОВЗ образовательная организация доступна условно.
Разработан план мероприятий («Дорожная карта»)по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования (2021г.)
Дорожная карта по повышению показателей доступности для инвалидов в ОО и предоставляемых услуг
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Для организации питания обучающихся в школе имеется столовая. Постановление администрации 784 — Об утверждении порядка предоставления бесплатного горячего питания обучающимся во время образовательного процесса
Постановление администрации 783 — об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки обучающихся с ОВЗ на дому
Закон Ульяновской области «О внесении изменений в закон Ульяновской области «Об образовании в Ульяновской области» об образовании в ульяновской области изменения
Постановление Администрации МО «Майнский район» от 10.03.2020 г. «О денежной компенсации на оплату питания обучающихся с ОВЗ»
Постановление Администрации МО «Майнский район»№ 882 от 02 сентября 2019 г «Об утверждении порядка по предоставлению бесплатного/льготного питания обучающимся во время образовательного процесса в общеобразовательных организациях, расположенных на территории МО «Майнский район».
Для обучающихся МКОУ «Репьёвская ОШ» предусматривается организация горячего питания, по цикличному меню. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
Столовая расположена в здании детского сада на первом этаже. В столовой оборудована зона, где расположены умывальники и электронные полотенца.
Доступ лиц с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата в столовую доступен условно.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1) Здания МКОУ «Репьёвская ОШ» оснащены противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
2) Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
3) Организовано создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
4) Определена оптимальная учебная , внеучебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительности каникул;
5) Проводится пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни,
6) Обучающиеся периодически проходят медицинские осмотры;
7) Обеспечена безопасность обучающихся во время пребывания в Школе;
8) Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
9) Проводятся санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия;
10) Профилактика несчастных случаев с обучающимися
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МКОУ «Репьёвская ОШ», на котором существует версия для слабовидящих.
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
— электронной почтой;
— выходом в Интернет (провайдер «Ростелеком»);
— функционирует официальный сайт школы.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе на 2 этаже.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент — фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт.
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор), электронная доска.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 1. звукоусиливающая аппаратура, мультимедийные средства и другие технических средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями слуха — имеется;
2. брайлевская компьютерная техника, электронные лупы, видеоувеличители, программы невизуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающегося с нарушениями зрения — не имеется;
3. компьютерная техника, адаптированная для инвалидов со специальным программным обеспечением, альтернативные устройства ввода информации и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата — не имеется.
Кадровое обеспечение образования
(наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Прошли курсы повышения квалификации для работы с учащимися с ОВЗ 10 учителей из 11.
Имеется педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог.
Наличие общежития, интерната Нет
№ 882 от
ФГОС для детей с ОВЗ
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от места проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ. Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.
• Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
• Письмо Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
• Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов…»
• Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг.
• Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
• Письмо Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ».
• Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования».
Документы
Сайт государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
Приказ Минобрауки № 1309 от 09.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования»